Наверх
ШелезЯка, 48 - 20 мая 2010 22:11Отредактировано:26.05.10 03:35
Требования из года в год - раньше пытались держать на старом уровне... теперь и вовсе снижаем. Материал - упрощаем. "Лишь бы выпустить". Преподаватели, учебники - те же самые. Преподаем - не хуже, чем 10, 15 лет назад. Успеваемость студентов падает КАТАСТРОФИЧЕСКИ. Да, я работаю в ВУЗе, а не в школе. Но абитуриенты не с Марса к нам прилетают - они приходят из школы. Если бы ситуация была такая, как Вы предполагаете (дети - способные и дисциплинированные, и лишь нехорошие непрофессиональные учителя в школе испортили их - не научили ничему), то в ВУЗе к 4-5 курсу ситуация должна была бы выправиться. Этого не происходит. Организационные проблемы, помешавшие получить знания - возможно: а) дисциплина в классе б) неумение учеников работать в группе с фронтальным изложением материала в) неумение системно воспринимать материал г) самостоятельно работать с литературой д) долгое время удерживать внимание, концентрироваться на процессе "слушания-вникания-запоминания-конспектирования"... Изменение сознания, изменения восприятия - сознание клиповое, эмоциональное... для начинающих учителей при составлении конспекта урока при поурочном планировании материала рекомендуется делать две колонки: "Деятельность учителя" и "Деятельность ученика". Понятно, что учитель должен обозначить цель урока, возможно, применить проблемный подход, заинтересовать, изложить материал, использовать доску и ТСО, способствовать составлению конспекта - диктовать, писать на доске, проверять, - закреплять знания на конкретных задачах... Деятельность ученика при этом - слушать, записывать, решать задания, иметь полноценный конспект в конце урока, которым он сможет воспользоваться дома, анализировать параграф в учебнике... Деятельность учителя сегодня изменилась не сильно. Возможно, трансформировалась с учетом прогресса - немножко иная дидактика, появление новых ТСО... Деятельность ученика - изменилась... в том плане, что ее выполнения сегодня добиться очень сложно. Вот цитата с одной из недавних Педагогических конференций: " Долгое время мы закрывали на неуспеваемость глаза, говоря друг другу "В этом году что-то неудачный выпуск у нас" или "Не слишком сильную параллель (класс... курс...) набрали к этому сентябрю". Сейчас уже самые оптимистично настроенные педагоги снимают розовые очки и понимают, что происходящее - это не случайность одного или второго года, а система. Сейчас уже в открытую говорят о проблемах, связанных с патологической неуспеваемостью детей. Судя по всему и догадываются о причинах". Про заводы... В том, что Вы сказали про заводы, есть капля здравого смысла. Потому что последние годы выпускаются из школ и поступают в ВУЗы детки периода "демографической ямы". И если во времена СССР, допустим, некая школа ХХХ выпускала в 8-10 классе 60 детей, из которых 30 человек шло в ВУЗ, 20 - в техникум, 10 - в ПТУ, то в последние годы она выпускает всего 30 детей... и все они пытаются идти в ВУЗ (хотя у нас в ВУЗах набор сокращается год от года). Цитата из переписки с преподавателем СПбГУ: "Уровень снижается катастрофически, это любой преподаватель любого ВУЗа тебе скажет. Более того, практически исчез крепкий "середняк", способный учиться на "4", иногда на "3". Раньше таких деток было большинство - да, были и золотые "звездочки", были и отъявленные "двоечники". Сейчас же подавляющее большинство представляет собой гораздо учащихся с гораздо более низким уровнем. "Звездочки" есть, не спорю, ты и сама их, наверное, иногда встречаешь - такие детки радуют, вселяют хоть какую-то надежду на то, что наша работа ещё небесполезна". Я не говорю, что ученики - все сплошь монстры в черном, а учителя - поголовно белые и пушистые. Нет... я очень хорошо представляю себе, что такое некоторые школьные учителя... Я также представляю себе, что такое ЕГЭ с некорректно составленными вопросами... или вообще - с неправильно составленными... Я также представляю себе, что такое студенты, обучающиеся на дневном отделении, но не посещающие 80% занятий, потому что вынуждены работать. А на дневном отделении, на минуточку, нет свободного посещения. Я также представляю себе, что такое уменьшение учебных часов в неделю в средней школе - например, по некоторым естественнонаучным дисциплинам по сравнению с временами "нашей молодости" оно уменьшено точно. За оставшееся время качественно научить невозможно. И даже "натаскать на ЕГЭ" - тоже. Я многое себе представляю... Но правда, я уже устала об этом говорить... это глас вопиющего в пустыне. То, что я могу делать на работе - я делаю. Делала. Сейчас в отпуске по уходу за ребенком. И коллеги делают. Уф... Но "осла, не испытывающего жажды, пить не заставишь". Оценивать же успеваемость выпускников по ЕГЭ сегодня - далеко не 100% корректно... Даже если мы говорим о хороших ребятах, старающихся взять на уроке все, что можно... о хороших ребятах, занимающихся дополнительно... Эксперты ЕГЭ, проверяя, за голову иной раз хватаются. Но коллеги сейчас проверяют хотя бы свой регион. Это ничего не даст в плане "исправления ошибок", но тут хотя бы идет общение преподавателей одного географического образования. В следующем году предлагают ввести перекрестную ответственность регионов - допустим, эксперты ЕГЭ Петербурга проверяют работы выпускников, написанные в Воронеже... Воронежские преподаватели - работы старшеклассников из Иркутска... и т.д. Хотя обнаружение экспертом ошибки в тексте ЕГЭ никак не спасет ученика, писавшего этот вариант. (продолжение в комменте)
Добавить комментарий
Комментарии: 3
Знакомо.
Показать ответы (1)
Слишком хорошо знакомо,к сожалению... "Низы" об этом кричат уже много лет "Верхи" делают вид,что не слышат. Выход?
Эксперт только может отослать рекомендацию от своего лица и от лица коллег - обратить внимание, что такое-то задание составлено с ошибкой. Возможно, в следующем году при составлении ЕГЭ это будет учтено. Но в этом году у ученика УЖЕ будет зафиксирована ошибка и снижен балл за ЕГЭ.
Вариант ЕГЭ 2009 года по химии: "Свежеприготовленный раствор гидроксида меди (II) приводит к образованию соединения с ярко-синей окраской при взаимодействии с: - метаном - глицерином - этиленом - этиленгликолем" Преподаватель, проверяющий работу: - Как проверять? - А что? - Да то... что ярко-синюю окраску даст И ГЛИЦЕРИН, И ЭТИЛЕНГЛИКОЛЬ. А правильный вариант ответа должен быть только один. Преподаватели долго совещаются. Хотя совещаться им при проверке ЕГЭ, в общем-то, нельзя. Куда-то звонят. Резюме: поскольку в 10 классе уменьшилось количество часов на дисциплину "химия", акцент теперь при рассмотрении данной качественной реакции делается НА ГЛИЦЕРИН. То есть этиленгликоль - ответ неправильный. Потому как на него АКЦЕНТ НЕ ДЕЛАЕТСЯ. Что делать ученику, невнимательно прочитавшему учебник? Другой вариант - на консультациях, проводимых для учителей по поводу того же ЕГЭ в 2009 году, было сказано: "Из-за уменьшения количества часов материал, вводимый в ЕГЭ, урезан - ученики не получат заданий, связанных с азотистыми органическими соединениями". Приходим на ЕГЭ. Цепочка. Нитросоединения... амины... Задача. Аминокислоты... Один из преподавателей: - Ну хорошо, у меня химическая школа, 5 часов химии в неделю, я ВСЕ РАВНО ДАЛА ВСЕ ТО, ЧТО СЧИТАЮ НУЖНЫМ - то бишь все азотсодержащие соединения, входящие в программую Что делать ученику, у которого не 5 часов химии в неделю? Что делать учителю, у которого не 5 часов химии в неделю? Что делать ученику того учителя, который "повелся" на обещание "этого материала в ЕГЭ не будет" и не дал этот материал на уроке? Таких примеров масса - обращайтесь. И это еще речь о ХОРОШИХ учениках. (с) Nataly+ http://www.forum.littleone.ru/showthread.php?t=2581047&page=659 |