Наверх
alex, 35 - 30 марта 2010 16:48
Все
Отредактировано:03.04.10 14:26
Василий РОЗАНОВ «Опавшие листья» Заметки о человеческих пристрастиях Введение Вот время пошло. Никакого покоя мыслям общего и неизведанного. Все на частности срываешься. Но, с другой стороны, не пытать же их невысказанностью. Случайный настрой, случайный разговор, выплеснутая в слове мысль, увлекшая своею прямотой, кажущаяся простота форм человеческих желаний и бездна присущих психике мелочей в живом пламени эмоций повседневного, - вспыхивающих и изникающих в пепле человеческой памяти, жаждущих освящения словом, пьющих и хмелеющих от него, ницая часть духа человеческого, составляющая, возносящая, пытающая, терзающая и длящая своим разнообразием его жизнь, одно из производных общей формулы жизни, не наполняющее, но сопровождающее ее, искушая, - и вот собственно, растрепанное и последовательное от непоследовательно возникающих и сходящих мыслей об этом, зацепившись за случайное. Эта моя прихоть заставила меня перечитать массу всякого, и хотя эссе написано в жанре пародии на откровения, в него вложена масса вполне серьезных житейских, а порой и философских идей. Большую часть этих идей пришлось поместить в данный текст на манер OLE объекта. «...сексуальная потребность может удовлетворяться вне всякой связи с процессом деторождения, и именно по этой причине в ней возможно новаторство и эксперимент». Точно так же процесс познания как деятельность чистого разума далеко не всегда имеет прагматические цели и очевидную связь с внешней реальностью. Безотносительность основных драйвов от их биологических корней, направленных на сохранение вида, есть отличительная особенность человека. Другими словами, животные осваивают мир, а человек его познает. Животные изучают окружающую среду, чтобы насытиться и совокупляются, чтобы дать потомство. Человек же делает то и другое, чтобы открыть для себя новые знания и новые ощущения. «- Знания перестали быть просто структурой, необходимой для биологического выживания. Они стали для человечества самоцелью» (А. Шленский). Тема, которую я хотела бы осветить, почему-то считается в нашем обществе как бы неприличной и стыдной, хотя в западной научной и популярной прессе ей напротив уделяется повышенное внимание. Речь пойдет о сексе, но не просто о сексе как таковом, а о его понимании с философской точки зрения и его роли в интерпретации и моделировании важнейших вопросов гносеологии и истории науки. С некоторых пор мне стало представляться, что определенным видам секса соответствуют определенные философские концепции, традиции и мировоззрения. При более пристальном взгляде становится очевидным, что определенным философским системам и традициям могут быть поставлены в прямое соответствие определенные виды секса. Более того, соответствующая сексуальная практика может являться иллюстративной моделью той или иной философской системы. Я хотела бы начать с мастурбации, в просторечии именуемой онанизмом, как с наиболее выразительного примера. На мой взгляд, в этом технически простом виде секса, не требующем наличия партнера, наглядно воплощена концепция солипсизма, которая меня занимала какое-то время. Известная формула «существую только я и мои ощущения» - это девиз философа-онаниста или онаниста-философа, не берусь утверждать, что здесь первично, а что вторично. В этом плане, мастурбация как занятие сексом без партнера, - это как бы бегство от признания существования внешнего мира в объятия сладкой гипотезы солипсизма. Запершись в туалете или в ванной комнате от внешнего мира, онанист создает себе полную иллюзию единственности своего существования во Вселенной, сообщая сам себе именно те характеристики, которые он желает, с помощью собственных рук. Ощущения онаниста в процессе занятия мастурбацией весьма благостны и вместе с тем полностью подконтрольны лицу, занимающемуся оной. Онанист как бы преподносит самому себе самого себя извне через целую гамму сексуальных ощущений, подвластных только его собственной воле и желанию. Именно этот элемент самообмана, подмеченный еще Фейербахом, это мнимое подчинение внешнего - внутреннему, вплоть до ощущения полного слияния в первородном единстве, и позволяет рассматривать мастурбацию как сексуальную модель философского солипсизма. (Заметки о человеческих пристрастиях) :)
Добавить комментарий
Комментарии: 0
|