Наверх
Глафира, 89 - 5 апреля 2009 00:41Отредактировано:07.04.09 03:26
Период наиболее быстрого распространения трамвая продолжался с начала XX века и до периода между мировыми войнами. Во многих городах создавались новые трамвайные системы, а уже существующие постоянно расширялись: трамвай фактически стал главным видом городского транспорта. Конный транспорт практически исчез с улиц европейских и американских городов к 1910 году, автобусы ещё пребывали в стадии раннего развития, а автомобили ещё не успели превратиться из роскоши в средство передвижения. [COLOR=brown]из сети[/COLOR]
Добавить комментарий
Комментарии: 8
[B][COLOR=darkblue][SIZE=+1]Конные трамваи[/SIZE][/COLOR][/B]
Непосредственным предшественником электрического трамвая была конка — городская железная дорога, вагоны которой приводились в движение тягловыми животными. Первые в мире городские конки открылись в Балтиморе (США, штат Мэриленд) в 1828 году, в Нью-Йорке в 1832 году и в Новом Орлеане в 1834 году. Однако, по-настоящему успешными конки стали только после того, как [B]в 1852 году Альфонс Луба (Alphonse Loubat)[/B] изобрёл рельсы с жёлобом для реборды колеса, которые [B]утапливались в полотно дороги[/B]. До этого использовались рельсы, выступающие на 15 см [B]над[/B] уровнем улицы, что значительно мешало уличному движению. В вагон конки обычно впрягали одну или двух лошадей, реже использовались мулы и зебры. Вагон конки в Швеции
До того времени в качестве городского транспорта уже использовались омнибусы. В сравнении с ними колесо конки испытывало меньшее трение качения, что позволяло лошади перемещать больший груз. Однако не устранялись другие недостатки. Рабочий день лошади был ограничен физическими возможностями животного (четыре-пять часов). В среднем на один вагон конного трамвая приходилось по десять лошадей, которые к тому же требовали ухода.
[B][COLOR=darkblue][SIZE=+1][FONT=Times]
Амстердам: автобус вместо лошади[/FONT][/SIZE][/COLOR][/B] В Нью-Йорке конка была закрыта в 1914 году, примерно в это же время прекращали своё существование и конки во многих других городах. Обычно они заменялись электрическими трамваями, хотя случались и курьёзы: так в 1922 году в Амстердаме на одном из последних маршрутов конки лошади были заменены автобусами. К автобусу сзади цеплялся вагон конки. Во избежание путаницы, [COLOR=red]на автобусе устанавливалась табличка «трамвай».[/COLOR] В таком виде маршрут просуществовал четыре года, после чего рельсы были сняты и по маршруту стали ходить обычные, «не трамвайные», автобусы. Очень долго, до 1956 года, «продержалась» конка (вернее «мулка», так как там использовались не лошади, а мулы) в мексиканском городе Селая (Celaya). А на острове Мэн (Великобритания) конный трамвай существует до сих пор.
[COLOR=darkblue][B][SIZE=+1][FONT=Times]
Другие виды трамваев. Канатные трамваи [/FONT][/SIZE][/B][/COLOR] Кроме конок и появившихся позднее электрических трамваев существовали и другие типы. [B][COLOR=darkblue]Иногда использовались небольшие паровозы[/COLOR][/B], однако их распространению в городах мешал производимые ими дым и шум. В США были популярны [B][COLOR=darkblue]трамваи, приводимые в движение канатом.[/COLOR][/B] Первая такая дорога появилась в Сан-Франциско в 1880 году. Тяга передаётся на вагоны при помощи заключённого в жёлоб каната, проложенного вдоль пути между рельсами. Канат приводится в движение мощной машиной - первоначально паровой, позже электромотором. Вагон снабжён захватным устройством, позволяющим цепляться к канату для движения и отцепляться от него для остановок. Регулирование скорости движения невозможно. До наших дней канатные трамваи сохранились только в Сан-Франциско, став местной достопримечательностью.
[B][FONT=Times][SIZE=+1][COLOR=red]Парижский пневматический двухъярусный трамвай[/COLOR][/SIZE][/FONT]
[/B] В Париже, где в конце XIX века была создана городская пневматическая сеть [U](сжатый воздух с городской компрессорной станции по трубам поставлялся потребителям, прежде всего фабрикам)[/U] до начала XX века существовал пневматический трамвай. Вагон приводился в движение пневматическим двигателем, а запасённого в специальном баллоне сжатого воздуха хватало для поездки по всему маршруту. На конечной остановке производилась заправка баллонов сжатым воздухом. Парижский трамвай 1881г
[B][FONT=Times][COLOR=darkblue][SIZE=+1]Бензомоторные трамваи и дизельные вагоны[/SIZE][/COLOR].[/FONT][/B]
В Киеве, Мурманске и в некоторых других городах работали бензомоторные трамваи. Позднее, в середине XX века на пригородных маршрутах использовались подобные трамваям дизельные вагоны. Очень распространены они были в Бельгии, где существовала сеть так называемых «местных железных дорог». Некоторые современные производители трамваев по желанию заказчика в дополнение к электрическим двигателям снабжают вагоны и дизельными, позволяющими использовать их на малодеятельных участках без электрификации.
[B][FONT=Times][SIZE=+2][COLOR=brown]В Европе[/COLOR][/SIZE][/FONT][/B]
[U]Прототипом электрических трамваев[/U] (а равно и электровозов) стала машина, созданная немецким инженером [B][COLOR=brown][SIZE=+1]Эрнстом Вернером фон Сименсом.[/SIZE][/COLOR][/B] Впервые она [U]была использована в 1879 году на Германской промышленной выставке в Берлине.[/U] Локомотив использовался для катания посетителей по территории выставки. Скорость составляла 6,5 км/ч, локомотив питался от третьего рельса постоянным током напряжением в 150 вольт и имел мощность в 3 л.с. Масса локомотива составляла четверть тонны. К локомотиву цеплялись четыре вагона, каждый из которых имел шесть мест. Ширина колеи, по которой бегал этот полуигрушечный поезд, составляла 508 миллиметров [U]За четыре месяца услугами нового транспортного средства воспользовались 86 000 посетителей выставки.[/U] [COLOR=grey][B]Позднее поезд демонстрировался: в 1880 году в Дюссельдорфе и Брюсселе, в 1881 году в Париже (в неработающем состоянии), в том же году в действии в Копенгагене и наконец в 1882 году в Лондоне (в хрустальном дворце) и в Петербурге. [/B] [/COLOR] После успеха с выставочным аттракционом, Сименс приступил к строительству [B]электрической трамвайной линии в 2,5 км в берлинском пригороде Лихтерфельд.[/B] Моторный вагон получал ток напряжением в 100 вольт через оба рельса. Мощность мотора трамвая составляла 5 киловатт. Максимальная скорость движения составляла 20 км/ч. [U]В 1881 году первый трамвай, построенный компанией Siemens & Halske, прошёл по железной дороге между Берлином и Лихтерфельдом, тем самым, открыв трамвайное движение.[/U] В том же году Сименс построил трамвайную линию такого же типа в Париже. В 1885 году трамвай появился в Великобритании в английском городе-курорте Блекпуле. Примечательно то, что первоначальные участки сохранились в первозданном виде, а сам трамвайный транспорт бережно сохраняется в этом городе. В Европе от питания трамвая через третий рельс быстро отказались, как и от питания от двух обычных рельсов (эта система имела все недостатки третьего рельса плюс к тому усложняла конструкцию трамвая, так как требовала изоляции колёсных пар, иначе колёса и соединяющая их ось вызывали короткое замыкание между рельсами). [U]Однако вместо троллейной штанги Сименс разработал бугельный токосъёмник (выглядит как дуга).[/U] [COLOR=brown]Электрическая железная дорога компании Siemens & Halske на Берлинской выставке 1879 года[/COLOR]
[B][COLOR=darkblue][SIZE=+1][FONT=Times]Золотой век трамваев[/FONT][/SIZE][/COLOR][/B]
Период наиболее быстрого распространения трамвая продолжался с начала XX века и до периода между мировыми войнами. Во многих городах создавались новые трамвайные системы, а уже существующие постоянно расширялись: трамвай фактически стал главным видом городского транспорта. Конный транспорт практически исчез с улиц европейских и американских городов к 1910 году, автобусы ещё пребывали в стадии раннего развития, а автомобили ещё не успели превратиться из роскоши в средство передвижения. К концу 20-х стало ясно, что период господства трамвая подходит к концу. Обеспокоенные падением доходов, президенты трамвайных компаний США провели в 1929 году конференцию, на которой было принято решение о разработке серии унифицированных, значительно усовершенствованных вагонов, получивших наименование PCC. Эти вагоны, впервые увидевшие свет в 1934 году, установили новую планку в техническом оснащении, удобстве и внешнем облике трамвая, оказав влияние на всю историю развития трамвая на долгие годы вперёд. |