Наверх
Глафира, 89 - 16 декабря 2018 03:50
Клин был городом ямщиков
Впервые слова "Клин" и "ямщики" встали рядом в 1658 году. Тогда шел третий год войны со Швецией за выход к Балтийскому морю, и царем Алексеем Михайловичем было принято решение усилить Ливонскую службу (государственную систему перевозки почты и военных грузов по линии Москва - Тверь - Новгород - Псков - Рига) дополнительным числом ямов (почтовых станций). В связи с этим на участке Москва - Тверь, в посаде (городском поселении) Клин, было велено "учинить" новый ям из "посадских людей 20 вытей ямщиков". "Вытью" в центральнорусских уездах тогда называлась низовая единица посадкой общины, состоящая из одного двора. На каждую клинскую выть ямщиков царем было установлено государственное жалование в размере 20 руб. в год. Однако в том же 1658 году "клиняне" от ямской службы были отставлены, "а приписаны в посад и жалованья давать им не велено". Причиной тому, скорее всего, стало -------завершение войны со Швецией ----- и -------возобновление войны с Польшей----------------, что потребовало приложения государственных усилий на другом направлении. *** Необходимость учреждения в Клину яма опять возникла ------с началом новой войны в 1701 году со Швецией,------ -----получившей впоследствии название Северной.------ Война потребовала массированных перевозок "почты в полки" по коммуникационной линии----- Москва - Тверь - Новгород - Псков.---- Уже в ноябре 1701 года ямщики Тверского яма обратились с челобитной (письменным обращением) к царю Петру Алексеевичу, в котором просили устроить ям в Клину, чтобы сократить им существующую 180-верстную ямскую гоньбу между Москвой и Тверью. Царь Петр Алексеевич внял просьбам тверских ямщиков по оптимизации Свейской службы. Проблема нехватки людей в Клинском посаде для учреждения ямской гоньбы (почты) конкретизировалась следующим образом: "выбираются из них в земские старосты 1 человек к земским делам, в бурмистры (члены ратуши) 2 человека, в таможню и на кружечной двор (казенное питейное заведение) 8 человек, да в нынешнем 1702 году велено выбрать из них посадских людей к стрелецкому хлебу в целовальники (местные должностные лица), 2 человека, и в службах живут они почасту, а за выбором их в остатке только 13 человек, да они же гоняют почтовую гоньбу, с дмитровцами и с волоколамскими посадскими людьми порознь по розвытке (то есть по линии Волоколамск - Клин - Дмитров в виде государственной повинности на каждую посадскую выть)". Клинчане также указывали на то, что помимо малолюдства и безденежности, 20 ямщицких вытей - этого совершенно недостаточно для обеспечения ямской гоньбы по линии Тверь - Клин. Учитывая все данные обстоятельства, клинчане просили царя учредить ям в Клину, как и в Твери, из 40 вытей. Для этого они предлагали набрать дополнительные 20 вытей. Тем временем для устройства в Клину яма из Ямского приказа был прислан стройщик - специально уполномоченный подьячий (канцелярский служащий). Для выбора ямщиков он собрал всех клинских посадских людей в приходской Воскресенской церкви. Здесь же избранные ямщиками целовали крест и дали присягу исправно нести государственную службу. Стройщик также выбрал месторасположение ямского проезжего двора. Никакой специальной формы клинским ямщикам не выдали - тогда она полагалась только почтарям, работающим на "немецких" линиях Посолького приказа Псков - Рига и Смоленск - Вильно (Вильнюс). Никаких сигнальных рожков тогда тоже не было - ямщик вызывал сменщика соседнего яма лихим посвистом в два пальца. Так на третьем году двадцатилетней Северной войны и началась государева служба клинских ямщиков. открытка из сети http://inklincity.ru/novosti/700-letie-klina/700-letniy-yubiley-klin-byl-gorodom-yamshchikov
Добавить комментарий
Комментарии: 5
Ямщики и извозчики (Грузовое такси - ломовики)
Профессия была настолько популярной, что оставила огромный культурный пласт в русском искусстве и литературе. Следует различать: ямщики - это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики - водители городских такси. Ямщики перевозили не только людей, но и почтовые посылки и корреспонденцию, а также различные грузы, например товары для магазинов. Среди уже извозчиков, ваньки представляли услуги эконом-класса. В основном это были приезжие из деревень, не имеющие порой своего транспорта. Им приходилось брать и лошадь, и коляску в аренду. За поездку ваньки брали 30-70 копеек. Грузовое такси - ломовики - работали на лошадях-тяжеловозах. Люди состоятельные брали лихачей, у которых были сытые и красивые лошади плюс весьма удобные коляски. Лихачи оценивали свой труд уже в 3 рубля. Кроме частников работали и городские извозчики - "голубчики" или "резвые". Их легко было узнать по форменной одежде и номерному знаку. Заказать городского извозчика можно было на специальной бирже, а такая поездка редко обходилась дороже рубля. natella, 47 - 20 марта 2019 16:57
Классная история! Спасибо! А Вы в Клину живете?
Показать ответы (3)
|