Наверх
Глафира, 89 - 3 июля 2017 18:50
Цитата из путеводителя "Поволжье", вышедшего в 1925 г. под редакцией В.П. Семенова-Тянь-Шанского:
"В 21 километре (от Костромы), на правом берегу находится зажиточное село Чернопенье, родина ряда поколений волжских работников транспорта - лоцманов, капитанов. Отсюда, из раскольничьей сектантской среды выходили прекрасно знающие Волгу, зоркие и умные, большебородые лоцмана, умелой рукой проводившие пароходы по мелким местам и перекатам в сухое время летом и темными ночами или туманными утрами осенью". ***Село Чернопенье известно с древнейших времен Оно являлось административным центром бывшей Кубанской волости, а в древности Вятского стана, затем входило в Ильинскую волость Костромского уезда. ***. Название Чернопенье (иногда называли просто Пенье) относится к многочисленной группе древнейших названий. Первые поселенцы, чтобы устроить поселение и приступить к хлебопашеству, вырубали леса, пускали палы, очищали гари, корчевали пни. Отсюда произошли названия Гари, Погорелки, Жары, Жарки, Пеньки и т.д. *** По данным Д.Ф. Белорукова Чернопенье было отдано в вотчину князю Н.М. Жирово-Засекину. Затем владели селом С.С.Языков, князь В.В. Мещерский, А.А. Яковлев (дед А.И. Герцена) и его сын, Д.П. Голохвастов - историк и попечитель Московского учебного округа. В1859 г. владельцем Чернопенья был К.П. Дмитриев, сын галичского городничего. Вероятно, он был последним владельцем чернопенских мужиков. Таким образом, в Чернопенье и окружающих его деревнях жили крепостные, скорее всего оброчные люди, т.к. усадьбы владельцев здесь не существовало. **Одним из промыслов, дававших средства к жизни, Белоруков в своей книге упоминает мыловарение. Видимо мыло, которое варили чернопенцы, было хорошего качества, т.к. его отправляли даже в Москву. ***Но основным источником жизни для чернопенцев служила Волга. Кроме рыбного промысла, с развитием на Волге судоходства, основным источником существования, а потом и благополучия, стала работа на реке. Всех, кто работал на ней, независимо от рода деятельности называли "волгарями". Первоначально - это было бурлачество. Для многих бурлачество было основой их благосостояния. Основная масса крепких мужчин уходила с мая по октябрь на "путину". Каждая бурлацкая артель имела строгую иерархию. *Старший, которому доверялось судно и груз, назывался "водоливом", *лоцманские обязанности лежали на "дяде" или по другому "букашнике", *хозяйство артели вел "десятник", *шедший впереди всех опытный, сильный бурлак назывался "шишка". Хорошо изучив Волгу, исходив волжские берега сверху донизу, чернопенцы знали каждый перекат, каждую мель. Трезвые, крепкие, в большинстве своем из староверов, чернопенские мужики занимали в этих бурлацких артелях не последнее место, становились водоливами (шкиперами), лоцманами, а некоторые из них приобретали суда и занимались перевозкой грузов. ***Почему же чернопенцы шли в бурлаки? Конечно же, сказалось географическое расположения села. Да и земли у чернопенских крестьян было немного, а платить оброчные деньги помещикам было надо. ***Судоходство на Волге развивалось очень быстрыми темпами. Если первый пароход на Волге появился в 1820 г., то в 90-х гг. XIX в. их численность достигла уже 1015. Как грибы росли пароходные общества. Для проводки паровых судов (на Волге их было в 1855 году - 108, в 1869 году - 337, в 1884 году - 624) требуются люди, хорошо знающие фарватер и особенности течения реки. Поэтому, когда появились на Волге пароходы, чернопенцы с их знанием реки, надежностью и трудолюбием, стали самыми востребованными работниками на реке. А все мужское население Чернопенья получало неплохо оплачиваемую работу. ****Подлинный расцвет Чернопенья начинается с 60-х годов XIX века. **Крестьяне сельца Чернопенье, занимающиеся судоходством, нанимаются за хорошую цену лоцманами, и они мало обращают внимания на земледелие и отдают полевую работу крестьянам деревень Лыщёво и Сурмино, сами же отправляются с началом весны при открытии навигации и возвращаются в октябре или ноябре месяце домой, **а некоторые остаются в качестве приказчиков, присматривая за судами хозяев и своими собственными. ***Число промышленных ремесленников: в сельце Чернопенье лоцманов 30, водоливов 15 Если сравнить количество работающих на Волге по ведомости помещика К. П. Дмитриева - 45 человек (30 + 15) и количество взрослых крестьян того же помещика по Ревизской сказке за 1858 год - 45 человек (всего 92 души мужского пола, за минусом 47 мальчиков до 14 лет), то видно, что все взрослые мужчины были или лоцманами, или водоливами. ***Сыновья по традиции продолжают дело отцов, почти все идут в речники. Работали на реке с 14 до 65 лет. Дети чернопенцев работали на судах с 12-14 лет, начиная зачастую мойщиками посуды в буфетах пароходов, а затем становились матросами, штурвальными и лоцманами. С открытием в 1887 году в Нижнем Новгороде речного училища многие из чернопенцев учились там, становясь впоследствии капитанами (или, как тогда их называли, командирами) пароходов и речными служащими. Вот что писал Я. Крживоблоцкий в книге "Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Костромская губерния": "Лоцмана большею частью бывают из помещичьих крестьян Юрьевецкого уезда, а также из деревни "Чёрной Пенье", находящейся на берегу Волги в 17 верстах от Костромы; последние преимущественно берутся на пароходы, как лоцмана, отлично знающие своё дело". И там же: "Лоцман, который есть главное лицо на судне, получал двойную плату против простого бурлака и притом хозяйские харчи. На пароходах плата доходила до 300 и даже 500 рублей серебром в лето". Мужчина - "в
Добавить комментарий
Комментарии: 3
Первоначально - это было бурлачество. Для многих бурлачество было основой их благосостояния. Основная масса крепких мужчин уходила с мая по октябрь на "путину". Каждая бурлацкая артель имела строгую иерархию.
*Старший, которому доверялось судно и груз, назывался "водоливом", *лоцманские обязанности лежали на "дяде" или по другому "букашнике", *хозяйство артели вел "десятник", *шедший впереди всех опытный, сильный бурлак назывался "шишка".
Мужчина - "волгарь" мог прокормить довольно большую многодетную семью, не обрабатывая землю.
Чернопенские династии волгарей, три - четыре поколения, более века отдали служению Волге. ***С ростом благосостояния чернопенцев изменилось и село. Целая улица протянулась в Чернопенье вдоль волжского берега. Вместо крытых соломой домов выстроили крепкие, каменные и полукаменные, зачастую в два этажа. *** В начале XX в. Чернопенье достигло своего расцвета. Были в селе школа, больница, несколько магазинов, еженедельная ярмарка на базарной площади, чайная. В 1907 году в селе насчитывалось 166 хозяйств, в которых проживало 710 жителей. В селе были: 1.пристань; 2.врачебно-наблюдательный пункт, который обслуживал жителей Ильинской, Пушкинской и Гридинской волостей; 3.двухклассное Министерства народного просвещения училище, работавшее с 1899 года. В декабре 1916 г. состоялось освящение каменной старообрядческой церкви, посвященной святителю Николе, покровителю плавающих по водам. ***Казалось, не прервется эта череда поколений, связанная с великой русской рекой. Но время берет своё. Сегодня некогда большое богатое село - столица волжских лоцманов и капитанов, превратилось в дачный поселок. Ещё доживают в нем старики - потомки знаменитых волгарей. ***Закрыты школа, больница, магазины. **После Октябрьской революции многие семьи чернопенцев покинули село. По данным Всероссийской переписи населения за 1917 г. земли у чернопенцев имелось очень мало - от 0,2 до 2 десятин. **Одни - опасаясь преследований - имелись в Чернопенье свои судовладельцы: *Братья Фёдор Моисеевич и Андрей Моисеевич Богомоловы. В 1928-1930 гг. имущество - пароходы, дома у них отобрали, а их самих выслали. В домах их потом находились почта и больница. *Братья Козыревы имели свой пароход, но их не раскулачили, т.к. обслуживала судно их большая семья, не привлекая наемную рабочую силу. **Другие переехали в поволжские города ближе к месту своей работы. В 1960-х годах некоторые чернопенцы, жившие к этому времени в основном в Костроме, работали на пристани Кострома. Начальником пристани был чернопенец Константин Фёдорович Мясников. **Часть домов продали, а другие разобрали и перевезли в другие места. **B связи с переселением из затопляемых мест Костромской низины, в Чернопенье поселились несколько семей из деревни Ведёрки. В настоящее время их потомки, а также несколько семей коренных жителей живут в селе постоянно. **Остальные дома являются дачами. ***Лишь в Никольской церкви после долгого перерыва возобновилась служба. фото из сети: село Чернопенье
***Как пример династии волгарей - чернопенцев можно привести семью Бушуевых - Сергеевых.
Александр Александрович Сергеев, 1867 г. рождения, старообрядец и потомственный волгарь. На реке работал с 1879г. (т.е. с 12 лет) В удостоверении, выданном пароходным обществом "Дружина" в 1893 г. значится: ".служил в Обществе "Дружина" две навигации лоцманом на пароходах Общества и знает плес между Нижним Новгородом и Астраханью". Другое удостоверение от промышленно - торгового товарищества "Никиты Понизовкина с сыновьями": "...служил с 1894 года по 1895 лоцманом на пароходе "Горизонт", с 1896 по 1898 гг. .лоцманом на пароходе "Тамара", с 1899 по 1904 гг. командиром на пароходе "Дельфин", исполнял свои обязанности честно и добросовестно с полным знанием своего дела". Закончил работу лоцманом на пароходе "Византия" в 1928 г. Провел на реке 47 лет. Обвенчался в 1886 г. с Анной Васильевной Соловьевой, у них родилось 12 детей. Из них Василий, Мефодий и Михаил стали волгарями. Василий и Мефодий окончили Рыбинское речное училище. Василий всю жизнь плавал по Волге, закончил свою трудовую деятельность ревизором главного речного пароходства. Его брат Мефодий погиб, защищая Ленинград. По материалам книги "Костромской район: вехи истории", Кострома 2003 г. |