Наверх
Глафира, 89 - 28 февраля 2017 13:51
02 Европейские источники
В Старой Европе, особенно в Италии, не так мало моностильных городов. Есть даже такие, которые выстроены из одной скалы, из одного камня, как, например, Питильяно или Сорано в Тоскане. Они построены как бы по рецепту Микеланджело, который, в отличие от скульпторов античности, высекал свои статуи из одного куска мрамора, а не "строил" из отдельных блоков. Но это все города очень маленькие. Из одной скалы многого не построишь. Впрочем, есть и довольно крупные моностильные города вроде Сиены или Флоренции. В Сиене это достигается за счет древности. Поздняя романика хорошо сочеталась с готикой, особенно итальянской, которая не взлетала к небесам, ей и на земле было хорошо, и с первыми ростками Ренессанса. Стили тогда менялись медленно и естественно переходили один в другой. Флоренция - случай другой, тоже абсолютно уникальный. Там все тянется к Кватроченто (XV век): и то, что было построено раньше, и то, что позже. С последним все просто: оно по мере сил и таланта воспроизводило флорентийский золотой век. Но и с тем, что было построено на несколько веков раньше, как знаменитый Баптистерий или церковь Сан-Миньято, сооруженные в XI-XII веках, тоже никакой загадки нет. И у итальянской романтики в ее флорентийском варианте, и у Ренессанса были античные корни. В основном же европейские города, особенно крупные и старые, начиная с позднего Средневековья, росли в течение долгого времени без особой системы, и в результате получались довольно эклектичными. Стили наслаивались, не всегда хорошо друг с другом гармонируя. Петербург же строился по приказу, причем Петр I не любил, чтобы с исполнением его приказов тянули. В результате уже к моменту его смерти точка невозврата была пройдена. Если кто и хотел тогда вернуть столицу в Москву, сделать это было уже едва ли возможно, и наследники Петра принялись азартно отстраивать свою прекрасную столицу. В результате за полторы сотни лет был воздвигнут огромный город. За это время барокко успело уступить место разным вариантам классицизма, но все эти стили прекрасно сочетались друг с другом как имевшие единое происхождение. Так получился великолепный необычайно сбалансированный город-ансамбль, единственный в своем роде, возвести который ни у одного европейского владыки не хватило бы ни власти, ни денег. Так что хоть что-то хорошее было и в безудержном и бесконтрольном российском абсолютизме. Петербургское чудо сметы Сколько украли при строительстве Зимнего дворца АЛЕКСАНДР БЕЛЕНЬКИЙ
Добавить комментарий
Комментарии: 0
|