Наверх
Мадлен, 52 - 11 октября 2014 13:57
Все
1. Предвзятость подтверждения. Мы любим соглашаться с людьми, которые соглашаются с нами. Именно поэтому мы, в основном, посещаем форумы, где собираются люди, разделяющие наши политические взгляды, и общаемся с людьми, вкусы и суждения которых схожи с нашими. Нам неприятны отдельные личности, группы людей или сайты, которые заставляют нас сомневаться в собственной правоте - психолог Б. Скиннер называл это явление "когнитивным диссонансом". Эта избирательность и приводит к "предвзятости подтверждения" - мы часто подсознательно воспринимаем только ту информацию, которая "подпитывают" наши уже существующие суждения, игнорируя или отвергая всё, что с ними конфликтует и угрожает разрушить привычный для нас образ мира. Интернет, кстати, только усиливает эту тенденцию. 2. Ошибка игрока. Это тенденция придавать огромное значение уже совершившимся событиям, уверенность, что они могут как-то повлиять на наше будущее. Классический пример - подбрасывание монетки. Если пять раз подряд выпадает решка, вероятность, что следующим выпадет орёл в нашем сознании возрастает. На самом деле она по-прежнему остаётся 50/50. Примерно так же работает ловушка "позитивного ожидания", свойственная игроманам. Им кажется, что после нескольких проигрышей удача просто ДОЛЖНА повернуться к ним лицом и уже следующая игра принесёт им огромный куш. Точно так же работает и заблуждение относительно "полосы везения". 3. Пренебрежение вероятностью. Очень немногие из нас боятся садиться в автомобиль, но большинство может признаться, что испытывает трепет, когда поднимается на борт самолёта. Полёт, вне всяких сомнений, совершенно для человека неестественное состояние и вызывает ассоциации с опасностью. В то же время практически каждый знает, что вероятность погибнуть в автомобильной аварии во много раз больше, чем в авиакатастрофе. И, тем не менее, наш мозг отказывается воспринимать эту связь (статистически шанс погибнуть, путешествуя на автомобиле - 1/84, на самолёте - 1/5000). Этот же феномен заставляет нас бояться погибнуть от рук террористов, и не думать о гораздо более реальной опасности - упасть с лестницы или случайно отравиться, например. 4. Эффект повального увлечения. Мы обожаем двигаться вместе с толпой, хотя можем этого и не осознавать. Когда люди вокруг нас выбирают фаворита, то часть нашего мозга, которая отвечает за индивидуальное, отключается. Мы впадаем в состояние своеобразного "группового мышления". Например, вещь, которую большинство ваших коллег посчитает "крутой", имеет больше всего шансов стать предметом вожделения и для вас. Ну или в спорте - если большинство из вашего окружения болеет за какую-нибудь команду, очень сложно не поддаться всеобщему увлечению. 5. Эффект переноса. Это склонность считать, что другие люди мыслят так же, как и мы. С этим эффектом связан похожий эффект "ложного консенсуса" - необоснованная уверенность, что окружающие по умолчанию с нами согласны. Эффект переноса - переоценка нами собственной "нормальности" и "типичности". Например, часто люди, входящие в радикальные объединения живут с убеждением, что за пределами их группы множество людей разделяют их убеждения, хотя таких может и вовсе не быть. 6. Эффект текущего момента Мы с трудом соотносим "себя сегодняшних" с "завтрашними", поэтому часто позволяем себе делать то, что нравится сегодня, оставляя отдуваться за это мимолётное удовольствие "тех, кем будем потом". Во время исследования, проведённого в 1998 году, например, 74% покупателей, выбирая еду на неделю, предпочли полезные фрукты. А когда их попросили сделать выбор на текущий день, то руки 70% участников эксперимента потянулись к шоколаду.
Добавить комментарий
Комментарии: 0
|