Наверх
Aeliza, 62 - 14 июля 2007 22:03Отредактировано:25.07.07 07:44
Исторический пример шедевра «личностного» ума: Однажды индийский падишах Акбар (XVI) провел на земле линию и задал своему советнику Бирбалу неразрешимую на первый взгляд загадку: уничтожить или укоротить линию, не прикасаясь к ней. Ни слова не говоря, Бирбал провел рядом более длинную линию, и тем самым линия, начертанная Акбаром, была умалена. [B]Читая Руми Джалалиддина:[/B] • Некто постучал в дверь возлюбленного (Абсолюта), и голос оттуда спросил: «Кто там?..» Подошедший ответил: «Это я». Голос вновь: «Этот дом не может вместить Меня и Тебя». И дверь осталась запертой. Любовник удалился в пустыню и провел время в одиночестве, постясь и молясь. Прошел год, и он снова возвратился и постучал в дверь. «Кто там?» - сказал голос. Любовник ответил: «Это ты». Тогда дверь отворилась. • Спор о слоне (притча) Из Индии недавно приведен, В сарае темном был поставлен слон, Но тот, кто деньги сторожу платил, В загон к слону в потемках заходил. А в темноте, не видя ничего, Руками люди шарили его. Слонов здесь не бывало до сих пор. И вот пошел средь любопытных спор. Один, коснувшись хобота рукой: «Слон сходен с водосточною трубой!» Другой, прощупав ухо, молвил: «Врешь, На опахало этот зверь похож!» Потрогал третий ногу у слона, Сказал: «Он вроде толстого бревна». Четвертый, спину гладя: «Спор пустой - Бревно, труба, он просто схож с тахтой». Все представляли это существо По-разному, не видевши его. Их мненья – несуразны, неверны – Неведением были рождены. А были б с ними свечи – при свечах И разногласья б не было в речах.
Добавить комментарий
Комментарии: 4
И все же ключ к знаниям скрыт в самопознании. Я бы сказала: «Познай свою божественную суть, и ты найдешь источник безграничного знания». Мой любимый Гете выразил ту же идею точнее:
"Пергаменты не утоляют жажды. Ключ мудрости не на страницах книг. Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой, В своей душе находит их родник”. Древние мудрецы знали этот секрет. «Познай самого себя» фраза, высеченная на фронтоне входа в дельфийский храм Аполлона, принадлежит Хилону из Эфор (596-528 гг. до н.э.) Эта мысль Хилона не одолена временем. Пройдет 25 веков и немецкий философ Гегель, обновив Хилона, повторит то же самое: «Высшая абсолютная цель мирового духа – возврат его к самому себе. Все то, что совершается – вечно совершается – на небе и на земле, жизнь бога и все, что происходит во времени, стремится лишь к тому, чтобы дух себя познал, сделал себя самого предметом, нашел себя. Высшее достижение для духа заключается в том, чтобы знать себя».
Если интересно, то в продолжение темы Анаксимен из Милета (VI век до н.э.) :)
Гуляя в тенистой роще, Анаксимен беседовал со своим учеником. «Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?» В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше у тебя будет возникать неясных вопросов». И в качестве приложения мое философствование :) Непознанное разум разжигает. Так много знаем мы, Но как ничтожно «что». И наяву, и погружаясь в сны, Познанию завесы открывает Премудрость. В беспредельном «все» Как угадать влекущее нас «то»? Не мы не знаем, а не знаем мы. Как вычерпать таинственное «это»? Приблизить, рассмотреть, понять И удержать хоть часть искомого ответа. Нам не осилить в сокровенном глубины, И в неизведанном границ не отыскать. Мы можем озаренья миг поймать. В сиянии истины мысль обретает крылья. И новый горизонт неудержимо манит, Желанье получить нас тянет как магнит, И к наслажденью интеллект летит. Чем овладел во тьме и сам не знает… Листом бумаги тронули огонь. Не тем и не за то взялись… Но вновь начнем. |