В русском искусстве девятнадцатого столетия есть лишь два крупных мастера силуэта – это Федор Петрович Толстой и [B]Елизавета Меркурьевна Бём.[/B]
Современники считали, что «специальность, в которой Е. М. Бём не имеет соперников – силуэты», это «единственный у нас в своем роде аристократический талант, рисовальщица маленьких картинок – силуэтов, в которых прекрасный рисунок, ум и тонкая наблюдательность этой художницы выражаются удивительнейшим умением передавать правдивые, чисто русские типы детей разных сословий и составить из их черных фигурок сцены, полные жизни и грации».
Она находила в нем собственную, неожиданную для силуэта тему, - свои композиции она посвящала детям, создавала иллюстрации к произведениям русских писателей.
Иллюстрация к рассказу И.Тургенева "Му-му"
Она находила в нем собственную, неожиданную для силуэта тему, - свои композиции она посвящала детям, создавала иллюстрации к произведениям русских писателей.
Иллюстрация к рассказу И.Тургенева "Му-му"
Впоследствии художница выработала свой собственный тип портрета: портретируемых она помещала в интерьер, изображала в полный рост, за работой. До нее такой тип был неизвестен. Своим творчеством она заново возродила искусство силуэта.
Впоследствии художница выработала свой собственный тип портрета: портретируемых она помещала в интерьер, изображала в полный рост, за работой. До нее такой тип был неизвестен. Своим творчеством она заново возродила искусство силуэта.
Известность и любовь принесли художнице силуэты из жизни детей. С 1875 г. она начала издание своих первых силуэтов, литографируя их сама и на камне. В продолжение многих лет она ежегодно выпускала в свет по тетради новых силуэтов. В своих силуэтах художница изображала мир русской деревни.
Большинство силуэтов исполнено в сочетании с карандашными или перьевыми рисунками, всем композициям предшествовали многочисленные наброски и эскизы, выполненные с натуры.
Известность и любовь принесли художнице силуэты из жизни детей. С 1875 г. она начала издание своих первых силуэтов, литографируя их сама и на камне. В продолжение многих лет она ежегодно выпускала в свет по тетради новых силуэтов. В своих силуэтах художница изображала мир русской деревни.
Большинство силуэтов исполнено в сочетании с карандашными или перьевыми рисунками, всем композициям предшествовали многочисленные наброски и эскизы, выполненные с натуры.
Е. М. Бём относится к художникам так называемого [COLOR=darkblue][B]русского стиля[/B][/COLOR]. В его зарождении оказали действие идеи осмысления национальных традиций, активно развивавшиеся во второй половине XIX века.
Стоя у истоков русского стиля и не являясь его идеологом, она разрабатывала его в силуэтах, акварелях, стекле.
Русский стиль предоставил художникам возможность попробовать себя в декоративно-прикладном искусстве. Стекло, с которым стала работать Е. М. Бём, использовалось редко. Елизавету Меркурьевну можно считать первой, кто стал использовать стекло по-новому, она была практически единственным художником русского стиля, работающим с этим материалом.
Ее силуэты и акварели были представлены практически на всех акварельных выставках, произведения из стекла, выполненные по ее эскизам, принесли славу России во всем мире.
Е. М. Бём относится к художникам так называемого [COLOR=darkblue][B]русского стиля[/B][/COLOR]. В его зарождении оказали действие идеи осмысления национальных традиций, активно развивавшиеся во второй половине XIX века.
Стоя у истоков русского стиля и не являясь его идеологом, она разрабатывала его в силуэтах, акварелях, стекле.
Русский стиль предоставил художникам возможность попробовать себя в декоративно-прикладном искусстве. Стекло, с которым стала работать Е. М. Бём, использовалось редко. Елизавету Меркурьевну можно считать первой, кто стал использовать стекло по-новому, она была практически единственным художником русского стиля, работающим с этим материалом.
Ее силуэты и акварели были представлены практически на всех акварельных выставках, произведения из стекла, выполненные по ее эскизам, принесли славу России во всем мире.
Елизавета Меркурьевна подхватила дух времени, став приверженцем достаточно камерного направления. Декоративно-стилистические поиски, фольклорные мотивы, интерес к национальным основам культуры России характерны для творчества Е. М. Бём.
Елизавета Меркурьевна подхватила дух времени, став приверженцем достаточно камерного направления. Декоративно-стилистические поиски, фольклорные мотивы, интерес к национальным основам культуры России характерны для творчества Е. М. Бём.
Кто-то назвал открытку маленьким плакатом больших событий. Поистине, труд Елизаветы Бём длинною в жизнь стал большим событием в предреволюционной жизни России, показав самобытность русского народа, глубину и величие русской души.
Революция 1917 года перевернула взгляды не только на жизнь, но и на искусство. На долгие годы были забыты разнообразные художественные явления и имена многих достойных художников. А имя Е. М. Бём предали практически полному забвению.
Кто-то назвал открытку маленьким плакатом больших событий. Поистине, труд Елизаветы Бём длинною в жизнь стал большим событием в предреволюционной жизни России, показав самобытность русского народа, глубину и величие русской души.
Революция 1917 года перевернула взгляды не только на жизнь, но и на искусство. На долгие годы были забыты разнообразные художественные явления и имена многих достойных художников. А имя Е. М. Бём предали практически полному забвению.
В последние годы вышло в свет несколько изданий, посвященных творчеству Е. М. Бём. Последними на сегодняшний день изданиями являются иллюстрированный каталог почтовых открыток «Художница Елизавета Меркурьевна Бём», его составители постарались включить в него все известные открытки, в том числе репродукционные и художественные, с разными вариантами типографских надписей, и великолепный альбом «Русский стиль Елизаветы Бём», составитель С. Чапкина-Руга.
В последние годы вышло в свет несколько изданий, посвященных творчеству Е. М. Бём. Последними на сегодняшний день изданиями являются иллюстрированный каталог почтовых открыток «Художница Елизавета Меркурьевна Бём», его составители постарались включить в него все известные открытки, в том числе репродукционные и художественные, с разными вариантами типографских надписей, и великолепный альбом «Русский стиль Елизаветы Бём», составитель С. Чапкина-Руга.
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.