Наверх
Глафира, 89 - 9 января 2013 16:11
[B][COLOR=red][U]Елизавета Меркурьевна Бём.[/U][/COLOR][/B]
В русском искусстве девятнадцатого столетия есть лишь два крупных мастера силуэта – это Федор Петрович Толстой и [B]Елизавета Меркурьевна Бём.[/B] Современники считали, что «специальность, в которой Е. М. Бём не имеет соперников – силуэты», это «единственный у нас в своем роде аристократический талант, рисовальщица маленьких картинок – силуэтов, в которых прекрасный рисунок, ум и тонкая наблюдательность этой художницы выражаются удивительнейшим умением передавать правдивые, чисто русские типы детей разных сословий и составить из их черных фигурок сцены, полные жизни и грации».
Добавить комментарий
Комментарии: 25
Первой, среди женщин, начала свой длинный творческий путь, охватив самые разные техники изобразительного искусства, - силуэт, акварель, стекло, - Елизавета Меркурьевна Бём (1843-1914), яркая представительница русского стиля.
Многие ее произведения получали призы на международных выставках, она является одной из немногих художников того времени, чье творчество было признано не только в России, но и в Европе и Америке. [COLOR=brown]из книги Из деревенских воспоминаний, 1882 г[/COLOR]
Е. М. Бём происходила из старинного дворянского рода Эндауровых.
[B]Отец[/B], Меркурий Николаевич, родился в Вологде, служил в лейб-гвардии Московском полку, затем в Санкт-Петербурге, в департаменте Военного министерства. Затем он уволился со службы в чине коллежского асессора и переехал с семьей в имение - сельцо Щепцово Пошехонского уезда Ярославской губернии. [B]Мать[/B], Юлия Ивановна - дочь чиновника. [U]Оба они были большими любителями искусства.[/U] автопортрет Е. М. Бём
Родилась Елизавета Меркурьевна 12 февраля 1843 года в Петербурге.
В семье было шестеро детей. Александр стал директором Мальцевского хрустального завода, на котором Елизавета Бём создавала позже свои произведения из стекла. Детство Елизавета провела в родовом имении Щепцово, где делала свои первые шаги в рисовании. «Я себя иначе не помню, как рисующей на всех клочках бумаги, которые попадались мне в руки. В письма к своим подругам петербургским я постоянно вкладывала рисуночки куколок и животных, и вот это-то и обратило внимание людей понимающих, что мне серьезно следовало заняться рисованием», – вспоминала Е. М. Бём.
Когда ей исполнилось 14 лет, она возвращается в Петербург для обучения в рисовальной школе Общества поощрения художеств.
[B][COLOR=red]Елизавета Меркурьевна была одной из первых женщин, получивших профессиональное художественное образование.[/COLOR][/B] Руководителями школы были такие мастера, как Крамской, Чистяков, Бейдеман, Примацци. «Если я хоть малость понимаю в рисунке, то обязана этим исключительно Крамскому», - писала Е. М. Бём.
В [B]1864[/B] году, закончив обучение, она возвращается в родительское имение, где увлекается рисованием с натуры животных.
В [B]1865[/B] году, приехав в Петербург, Елизавета Меркурьевна получает за эти рисунки [COLOR=darkblue]серебряную медаль[/COLOR] Общества поощрения художеств. В Петербурге молодая художница познакомилась с И. Гончаровым, И. Тургеневым, Л. Толстым.
В 1867 году молодая художница вышла замуж за Людвига Францевича Бёма, талантливого скрипача и преподавателя, позднее профессора Петербургской консерватории. «Любя рисование всей душой, я и по выходе замуж и после того, что имела ребенка, все так же, если еще не более, занималась любимым делом», — вспоминала Елизавета Меркурьевна.
Становление Е. М. Бём как художника приходится на 1870-е годы. Впервые творчество Елизаветы Меркурьевны стало известно зрителю по исполненным ею графическим работам в технике литографии, разновидности гравюры. Листы, выполненные литографически непосредственно самими художниками, по своему изяществу и тонкости ни в чем не уступали резцовой гравюре.
|