Меня давно интересовала психология и жизнь японских самураев. Так, очень удивило, что самураи были люди очень образованные, носили постоянно, кроме меча, бумагу и кисть, и нередко прямо по дороге записывали приходившие стихи. Но самое поразительное для меня - традиция предсмертных самурайских стихов (дзисэй) перед ритуальным самоубийством (сэппуку). Вот несколько примеров:
Всё прекрасно, как сон.
Сон придёт и уйдёт.
Наша жизнь- сон во сне…
Обата Акира (978-???)
Подождать немного?
Ведь не каждый день приходится
Отправляться в последний путь.
Нет, последую за господином,
Опередившим меня на этом пути.
Ёкогава Сампэй (959-1002)
Взойдёт ли солнце,
Останется ль в небе луна,
Ах, уже всё равно
Масамунэ Акира (975-???)
Под порывом весеннего ветра
Цветы опадают
Я ещё легче
С жизнью прощаюсь
И всё ж, почему?
Наганори Асано (966-1001)
Речная вода
Последними звуками
Сильнее журчит
Аримару
Уже не цветет -
Забыл свое имя
Цветок травяной
Асэй
Земля и металл
Жизнь мою оборвали,
А время все там же.
Ацудзин
Слива опала
А в глазах моих небо
Лунным оскалом
Байко
Я к людям иду.
Мне с людьми все труднее.
Осенняя тьма.
Того
Не одинок я -
Ведь у смерти под небом
Со мною кукушка.
Фуфу
Shen, я имел в виду, что они были воплощением Кодекса чести, на них старались походить... Как наши "пламенные революционеры", они просто не могли иначе...и погибали, чтобы соответствовать идеалу...А нужны ли были их жертвы - не нам решать...
Shen, я имел в виду, что они были воплощением Кодекса чести, на них старались походить... Как наши "пламенные революционеры", они просто не могли иначе...и погибали, чтобы соответствовать идеалу...А нужны ли были их жертвы - не нам решать...
[I]они действительно составляли элиту[/I] ? Дворяне?
Энциклопедия "Кругосвет":САМУРАЙ (япон. «слуга», первоначально лучник), вассал даймё. В отличие от европейских вассалов, самураи не имели собственной земли. Жалованье им платил хозяин, от которого они полностью зависели. В период до наступления эры Токугава (1603-1868 ) отношения между даймё и самураями благодаря бесконечным войнам укрепились. В мирный период Токугава самураи превратились в управляющих и хранителей поместий феодалов...
В течение года после реформы Мэйдзи 1868 самураи получали жалованье от правительства, а не от феодалов, а в 1876 им стали выплачивать единовременные пособия. Были устранены также все установленные законом кастовые привилегии и знаки отличия."
[I]они действительно составляли элиту[/I] ? Дворяне?
Энциклопедия "Кругосвет":САМУРАЙ (япон. «слуга», первоначально лучник), вассал даймё. В отличие от европейских вассалов, самураи не имели собственной земли. Жалованье им платил хозяин, от которого они полностью зависели. В период до наступления эры Токугава (1603-1868 ) отношения между даймё и самураями благодаря бесконечным войнам укрепились. В мирный период Токугава самураи превратились в управляющих и хранителей поместий феодалов...
В течение года после реформы Мэйдзи 1868 самураи получали жалованье от правительства, а не от феодалов, а в 1876 им стали выплачивать единовременные пособия. Были устранены также все установленные законом кастовые привилегии и знаки отличия."
Самураи - не яркий ли пример фанатизма ( близкий пример - Юкио Мисима )?...У самурая - стихи перед смертью...,"аллах"- на устах исламского смертника...
Самураи - не яркий ли пример фанатизма ( близкий пример - Юкио Мисима )?...У самурая - стихи перед смертью...,"аллах"- на устах исламского смертника...
Поразительно. Полное и окончательное торжество осознавания над суетой. Писать последний стих перед смертью... Уже за одно это восточная философия заслуживает глубочайшего уважения и пристального внимания.
Поразительно. Полное и окончательное торжество осознавания над суетой. Писать последний стих перед смертью... Уже за одно это восточная философия заслуживает глубочайшего уважения и пристального внимания.
Ну, не все так солнечно. Еще в средневековье фигура Императора была уже марионеточной. Фактической власти у Императора и семьи не было. Японией правили Дайме или Сегуны, фактически такие феодалы, как в Европе, обладающие наибольшей военной мощью. Просто фигура Императора была неприкосновенна по традициям, и их не трогали. А победивший всех соперников Сегун считался управителем от имени Императора...
Ну, не все так солнечно. Еще в средневековье фигура Императора была уже марионеточной. Фактической власти у Императора и семьи не было. Японией правили Дайме или Сегуны, фактически такие феодалы, как в Европе, обладающие наибольшей военной мощью. Просто фигура Императора была неприкосновенна по традициям, и их не трогали. А победивший всех соперников Сегун считался управителем от имени Императора...
Происхождение японского императорского дома окутано странностями, легендами и предрассудками. Вот хотя бы один удивительный факт: правящая династия не прерывалась в течение, по крайней мере, полутора тысяч лет. Другой факт: в отличие от европейских монархов, в отличие от всех остальных японских семей, домов, кланов и родов, императорский дом не имеет фамилии - вещь немыслимая для Европы. Положение правящего дома в Японии было настолько своеобычно и прочно, что никакой фамилии ему попросту не требовалось.
Фигура японского "императора" была священной. Но это была другая, отличная от Европы священность. Это была своеобразная неприкосновенность - в том смысле, что японский император не становился предметом живописного или словесного изображения или становился в минимальной степени. Японский император напоминает синтоистское божество, которое, как правило, тоже никогда не изображается. За исключением древних мифологическо-летописных сводов мы имеем чрезвычайно мало "живых" свидетельств, помогающих нам в портретировании японских правителей.
В глубокой древности правитель Ямато (Японии) назывался просто-напросто "великим господином" (оокими). Раз были господа (кими), был среди них и великий господин. То есть правитель был "всего-навсего" первым среди равных. Однако по мере того, как расширялась территория государства и повышался авторитет правящего рода, все больше требовалось и символическое оправдание такого положения.
Правящий род Японии считал себя потомком главного божества синтоистского пантеона - Аматэрасу. Доминирующее положение этого рода было изначально обусловлено родством с божеством солнца. Именно кровное родство обеспечивало императору и его потомкам трон, все остальные соображения не играли никакой роли. Никто из возможных соперников императорского рода не мог претендовать на то, что, в случае свержения правящего дома, кто-нибудь признает его законным государем. Поэтому и попыток свержения императора в японской истории почти не наблюдается.
Происхождение японского императорского дома окутано странностями, легендами и предрассудками. Вот хотя бы один удивительный факт: правящая династия не прерывалась в течение, по крайней мере, полутора тысяч лет. Другой факт: в отличие от европейских монархов, в отличие от всех остальных японских семей, домов, кланов и родов, императорский дом не имеет фамилии - вещь немыслимая для Европы. Положение правящего дома в Японии было настолько своеобычно и прочно, что никакой фамилии ему попросту не требовалось.
Фигура японского "императора" была священной. Но это была другая, отличная от Европы священность. Это была своеобразная неприкосновенность - в том смысле, что японский император не становился предметом живописного или словесного изображения или становился в минимальной степени. Японский император напоминает синтоистское божество, которое, как правило, тоже никогда не изображается. За исключением древних мифологическо-летописных сводов мы имеем чрезвычайно мало "живых" свидетельств, помогающих нам в портретировании японских правителей.
В глубокой древности правитель Ямато (Японии) назывался просто-напросто "великим господином" (оокими). Раз были господа (кими), был среди них и великий господин. То есть правитель был "всего-навсего" первым среди равных. Однако по мере того, как расширялась территория государства и повышался авторитет правящего рода, все больше требовалось и символическое оправдание такого положения.
Правящий род Японии считал себя потомком главного божества синтоистского пантеона - Аматэрасу. Доминирующее положение этого рода было изначально обусловлено родством с божеством солнца. Именно кровное родство обеспечивало императору и его потомкам трон, все остальные соображения не играли никакой роли. Никто из возможных соперников императорского рода не мог претендовать на то, что, в случае свержения правящего дома, кто-нибудь признает его законным государем. Поэтому и попыток свержения императора в японской истории почти не наблюдается.
Может, и удобнее, но традиции, вестимо, другие... Кому в Японии могло бы прийти в голову поднять руку на Императора? А в Европе как только королей не умерщвляли, при всём к ним уважении...
Может, и удобнее, но традиции, вестимо, другие... Кому в Японии могло бы прийти в голову поднять руку на Императора? А в Европе как только королей не умерщвляли, при всём к ним уважении...
Верно подмечено. Европейцам до Самураев далеко. Но есть еще кое-что. Допустим, вызов на поединок. Что принято делать? Приходить и сражаться. А у самураев не так. Миямото Мусаси, великий мастер меча, часто одерживал победы опаздывая, или вообще не являясь на поединок! И позором это не считалось! Наоборот, считалось искусством вовремя избежать боя и ненужного кровопролития. Вот. :)
Верно подмечено. Европейцам до Самураев далеко. Но есть еще кое-что. Допустим, вызов на поединок. Что принято делать? Приходить и сражаться. А у самураев не так. Миямото Мусаси, великий мастер меча, часто одерживал победы опаздывая, или вообще не являясь на поединок! И позором это не считалось! Наоборот, считалось искусством вовремя избежать боя и ненужного кровопролития. Вот. :)
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.